Направленность: образовательно-техническая.
Уровень: базовый.
Возраст обучающихся: 12 – 18 лет.
Составители программы: Буляканова Р.Г., заведующий структурным подразделением г.Сибай, Суюндуков А.Р., Махмутов И.А., Фахретдинов Р.Р., учителя высшей квалификационной категории.
Актуальность программы: организация деятельности дополнительного образования в образовательных учреждениях, осуществляющих обучение используя индивидуальный подход образовательного процесса в зависимости от состояния здоровья и психического развития обучающихся. Программа направлена на интеграцию и социализацию детей с ограниченными возможностями здоровья и включение их в общество, подготовить к активному участию в социальной жизни и приобщение учеников к основам культуры и реабилитация детей с инвалидностью. В процессе обучения и практики у обучающихся развивается и укрепляется мелкая моторика рук, развивает речевое развитие, формирует навыки общения и сотворчества.
Цель: формирование у учащихся теоретических и практических основ робототехники и программирования, развивать умения работать с различными видами информации, применять их при решении учебных задач и в повседневной жизни.
Программа адресована детям и подросткам с ОВЗ и инвалидностью 12 – 18 лет и составлена с учётом возрастных особенностей данной категории обучающихся.
Форма обучения: дистанционные групповые занятия и индивидуальные консультации.
Режим занятий: 1 занятие в неделю по 1 часу, 34 часа в год.
Направленность: художественно-эстетическая
Уровень: базовый
Возраст обучающихся: 9 – 15 лет
Составители программы: Ямалетдинов М.Ф., заведующий структурным подразделением г.Стерлитамак, Кагарманова А.Н., учитель высшей квалификационной категории.
Актуальность программы: с раннего возраста дети чувствуют потребность в эмоциональном общении, испытывают тягу к творчеству. Именно в период детства важно реализовать творческий потенциал ребенка, сформировать певческие навыки, приобщить детей к певческому искусству, которое способствует развитию творческой фантазии. Каждый ребенок находит возможность для творческого самовыражения личности через сольное и ансамблевое пение, пение народных и современных песен с музыкальным сопровождением.
Цель: приобщение учащихся к вокальному искусству, обучение пению и развитие их музыкальных способностей, сохранение и укрепление психического здоровья детей.
Программа адресована детям и подросткам с ОВЗ и инвалидностью 9 – 15 лет и составлена с учётом возрастных особенностей данной категории обучающихся.
Форма обучения: очные групповые и индивидуальные занятия.
Режим занятий: 1 занятие в неделю по 1 часу, 34 часа в год.
Направленность: художественно-изобразительное.
Уровень программы: базовый.
Возраст обучающихся: 7 – 11 лет.
Составители программы: Гафаров А.Р., заведующий структурным подразделением г.Туймазы, Яфаева Г.Ф., учитель высшей квалификационной категории.
Актуальность программы: занятиям изобразительной деятельностью уделяется особое внимание в системе коррекционно-образовательной работы с детьми ОВЗ. Благодаря практическим упражнениям развиваются художественные навыки, мелкая моторика и тактильное восприятие. Педагогическая целесообразность программы обусловлена тем, что занятия по рисованию с нетрадиционными техниками изобразительного искусства открывают детям с ОВЗ путь к творчеству, развивают их фантазию и художественные возможности. Предполагается развитие ребёнка в самых различных направлениях: образное, пространственное и конструкторское мышление, художественно-эстетический вкус. Всё это необходимо человеку, чтобы осознать себя гармонично развитой личностью.
Цель: помощь в социальной адаптации детей с ОВЗ через занятия по рисованию с нетрадиционными техниками изобразительного искусства, формирование начальных художественно-эстетических знаний, развитие творческих способностей детей младшего школьного возраста через приобщение к основам художественной деятельности.
Программа адресована детям с ОВЗ и инвалидностью 7 – 11 лет и составлена с учётом возрастных особенностей данной категории обучающихся.
Форма обучения: дистанционные групповые занятия и индивидуальные консультации.
Режим занятий: 1 занятие в неделю по 1 часу, 34 часа в год.
Направленность: художественно-эстетическая.
Уровень: базовый.
Возраст обучающихся: 12 – 18 лет
Составители программы: Ямалетдинов М.Ф., заведующий структурным подразделением г.Стерлитамак, Кагарманова А.Н., Арсланова Д.Н., Хабибуллина Г.Р., учителя высшей квалификационной категории.
Актуальность программы: одной из задач современного образования является воспитание нового поколения, отвечающего по своему уровню развития и образу жизни условиям информационного общества. Навыки сбора информации, преобразование ее, в форму, удобную для восприятия обучающимися, являются одним из видов самовыражения и раскрытия творческого потенциала подростков. Программа медиастудии направлена на создание условий для эстетического воспитания, личностного развития, реабилитации и социализации детей с ограниченными возможностями здоровья путем приобщения их к занятиям доступными им видами фото – видео, художественно-творческой деятельности и разработана на основе четырех образовательных дисциплин, объединенных теле-видео-творчеством – «Актерское и сценическое мастерство», фото-видеосъемка «Мир в объективе», «Журналистика» и «Художественное оформление».
Цель: раскрытие личностного творческого потенциала обучающихся подростков с ОВЗ, приобретение знаний и навыков операторского и актерского мастерства; знаний в области журналистики и художественного оформления.
Программа адресована детям и подросткам с ОВЗ и инвалидностью 12 – 18 лет и составлена с учётом возрастных особенностей данной категории обучающихся.
Форма обучения: индивидуальные и групповые занятия. Лекции, репетиции, участие в конкурсах, видеозанятия, творческие отчеты, встречи, практикумы для взаимообучения детей. Режим занятий: 1 занятие в неделю по 1 часу, 34 часа в год.
Направленность: туристско-краеведческая.
Уровень: базовый.
Возраст обучающихся: 10-14 лет.
Составители программы: Кроткова Н.С., заведующий структурным подразделением г.Белорецк,
Бусыгина А.В., Шаяхметова Р.С., Хафизова В.М., учителя высшей квалификационной категории.
Актуальность программы: детям с ОВЗ и инвалидностью тяжело адаптироваться в обществе, поэтому они нуждаются в особом подходе к обучению. При анализе программ туристско- краеведческих занятий дополнительного образования г.Белорецка и Белорецкого района не выявлено секций для детей с ОВЗ и инвалидностью. Каждый педагог должен понимать, что учебный процесс не может состоять только из обучения конкретным навыкам и знаниям. Педагог должен помогать ребенку социализироваться и адаптироваться в обществе, учиться чувствовать себя увереннее в самом себе.
Дополнительное образование само по себе уникально: оно дает возможность любому ребенку раскрыть в себе различные таланты. А туристско-краеведческое направление позволяет достичь метапредметных результатов освоения учебной программы, узнать мир через огромное количество фундаментальных наук.
Цель: создание условий для всестороннего изучения детьми с ОВЗ и инвалидностью культурных, природных и исторических объектов родного города, Республики Башкортостан, формирование региональной и российской идентичности.
Программа адресована детям и подросткам с ОВЗ и инвалидностью 10-14 лет и составлена с учётом возрастных особенностей данной категории обучающихся.
Форма обучения: групповая и индивидуальная. Организация образовательного процесса занятий, в формах очных и заочных экскурсий и путешествий.
Режим занятий: 1 занятие в неделю по 1 часу, 34 часа в год.
Направленность: коррекционно-обучающая
Уровень: базовый
Возраст обучающихся: 7 – 13 лет
Составители программы: Цепляева Н.В., зам. директор по УВР Полькина Т.М., Баринова Т.П., учителя высшей квалификационной категории.
Актуальность программы: Анализируя школьную успеваемость становится ясно, что большинству школьников языковая грамотность дается с трудом. Нарушения письма имеют под собой физиологическую основу – дисфункцию опеределенных областей головного мозга. Это связано с различными факторами: отягощенная наследственность, нарушения со стороны центральной нервной системы, соматическая ослабленность, а также различными социальными факторами. Эффективная коррекция письменной речи возможна лишь при понимании механизмов трудностей, возникающих у школьников, с учетом сильных и слабых сторон функциональной системы письма.
Цель: профилактика и коррекция дисграфии у младших школьников с использованием нейропсихологического подхода.
Программа адресована детям и подросткам с ОВЗ и инвалидностью 7 – 13 лет и составлена с учётом возрастных особенностей данной категории обучающихся.
Форма обучения: групповые, индивидуальные, дистанционные занятия.
Режим занятий: 1 занятие в неделю по 1 часу, 34 часа в год.
Направленность: туристско-краеведческая
Уровень: базовый
Возраст обучающихся: 10-15 лет
Составители программы: Фоминых С.Ю., заведующий структурным подразделением с. Месягутово,
Бадамшина Э.Г.,Закирова И.В., Николаева С.В., учителя высшей квалификационной категории.
Актуальность программы: изучение краеведения имеет большое значение в воспитании патриотических чувств детей, расширении кругозора, развитии их интеллектуального и творческого потенциала. «Малая Родина» ребёнка – это и природа, которая его окружает, семья, дом, школа, это и памятные места города, его исторические и культурные центры, промышленные предприятия города, это и известные люди, гордость и слава нашего края.
Исходя из возрастных особенностей обучающихся с ОВЗ, главной задачей работы по изучению родного края является воспитание у них устойчивого интереса и познавательного отношения к краеведческому материалу. Название программы «Родной край – Биштөйәк» означает изучение истории, культуры, географии, этнографии пяти районов северо-востока республики Башкортостан: Дуванский, Мечетлинский, Кигинский, Салаватский, Белоактайский районы.
Цель: развитие, образование и воспитание личности школьника, способного к самоидентификации и определению ценностных приоритетов на основе осмысления исторического опыта своего края в контексте истории страны и мира, активно и творчески применяющего исторические знания в учебной и социальной деятельности.
Программа адресована детям и подросткам с ОВЗ и инвалидностью 10-15 лет и составлена с учётом возрастных особенностей данной категории обучающихся.
Форма обучения: групповая и индивидуальная. Организация образовательного процесса обучения в формах очных занятий и выездных мероприятий, экскурсий, путешествий.
Режим занятий: 1 занятие в неделю по 1 часу, 34 часа в год.
Направленность: образовательно-техническая.
Уровень: базовый.
Возраст обучающихся: 13 – 17 лет
Составители программы: Гафаров А.Р., заведующий структурным подразделением г.Туймазы, Густова О.А., учитель высшей квалификационной категории.
Актуальность программы: в настоящий момент именно Интернет способен оперативно и массово передавать текст, звук, изображения и даже видеоролики, т.е. практически любую информацию. В сети можно рекламировать услуги, продавать товары, либо представлять потребителю и то и другое. Научившись создавать сайт, учащиеся смогут делать собственные страницы. Программа является специализированной, направленной на выявление и развитие способностей детей-инвалидов и подростков с ОВЗ в областях изучения информационных технологий; приобретение ими знаний и умений в области Web-дизайна. Уровень её освоения определяется личностным выбором детей-инвалидов и подростков с ОВЗ и их индивидуально-личностными особенностями развития. Данная программа направлена на развитие компетентности в данной области, формирование навыков на уровне практического применения полученных знаний.
Цель: формирование навыков работы с прикладным программным обеспечением и цифровыми аппаратными средствами детей-инвалидов и подростков с ОВЗ для создания сайта.
Программа адресована детям и подросткам с ОВЗ и инвалидностью 13 – 17 лет и составлена с учётом возрастных особенностей данной категории обучающихся.
Форма обучения: дистанционные групповые занятия и индивидуальные консультации.
Режим занятий: 1 занятие в неделю по 1 часу, 34 часа в год.
Направленность: художественно-театральная.
Уровень: базовый.
Возраст обучающихся: 11 – 18 лет.
Составители программы: Хуббутдинов Р.Р., заведующий структурным подразделением г.Нефтекамск, Нурисламова А.Ф., Сафина Э.Ш., Фаузетдинова Г.Р., учителя высшей квалификационной категории.
Актуальность программы: в основе программы лежит идея использования потенциала театральной педагогики, позволяющей развивать личность ребёнка, оптимизировать процесс развития речи, голоса, чувства ритма, пластики движений. Постановка сценок к конкретным мероприятиям РЦДО, инсценировка школьных праздников, театральные постановки сказок, эпизодов из литературных произведений, – все это направлено на приобщение детей с ОВЗ и инвалидностью к театральному искусству и мастерству.
Цель программы: обеспечение эстетического, интеллектуального, нравственного развития воспитанников, воспитание творческой индивидуальности ребёнка, развитие интереса и отзывчивости к искусству театра и актерской деятельности.
Программа адресована детям и подросткам с ОВЗ и инвалидностью 11 – 18 лет и составлена с учётом возрастных особенностей данной категории обучающихся.
Форма обучения: групповая и индивидуальная, очно-заочные занятия с использованием дистанционных технологий. Основными формами проведения занятий являются театральные игры, конкурсы, викторины, беседы, экскурсии в театр и музеи, спектакли, праздники.
Режим занятий: 1 занятие в неделю по 1 часу, 34 часа в год.
Направленность: художественно-филологическая
Уровень: базовый
Возраст обучающихся: 10 – 18 лет
Составители программы: Цепляева Н.В., зам. директор по УВР Мамаева А.Г., учитель высшей квалификационной категории.
Актуальность программы: информация играет большую роль в формировании культурных и моральных норм. Школьная газета посредством своей специфики может формировать те нормы поведения в обществе, которые признаются и одобряются учителями и родителями. Необходимо одновременно помогать юным журналистам в анализе и понимании устного и печатного слова, содействовать тому, чтобы они сами могли рассказать о происходящих событиях, высказаться о своём социальном, политическом окружении. Данная программа нацелена на совершенствование основных видов речевой деятельности в их единстве и взаимосвязи; подразумевает теоретическую и практическую подготовку.
Занятия в школьном кружке «Юный журналист» развивают личностные качества, коммуникабельность, общую эрудицию, уровень культуры, выразительность речи, дисциплину и ответственность за порученное дело. Позволяют максимально проявить учащимися свои возможности в избранной области деятельности и даже сказываются на профессиональном самоопределении.
Цель: создание условий для формирования и развития у обучающихся интеллектуальных и практических умений в области стилистики и журналистики, развитие творческих способностей подростков и умения устного и письменного выступления;
Программа адресована детям и подросткам с ОВЗ и инвалидностью 10 – 18 лет и составлена с учётом возрастных особенностей данной категории обучающихся.
Форма обучения: дистанционные групповые занятия, индивидуальные консультации.
Режим занятий: 1 занятие в неделю по 1 часу, 34 часа в год.